Дополнительные взносы в гаражных кооперативах: анализ изменений законодательства

Гаражные кооперативы и кооперативы, осуществляющие эксплуатацию автомобильной стоянки, являются некоммерческими юридическими лицами, правовой статус которых определен п. 6 ст. 116 Гражданского кодекса Республики Беларусь и Положением о создании и деятельности гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок (далее – Положение), утв. Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 N 43 (далее – Указ).

Согласно п. 1 Положения под гаражным кооперативом, кооперативом, осуществляющим эксплуатацию автомобильной стоянки (далее — кооператив) понимается потребительский кооператив, являющийся добровольным объединением граждан либо граждан и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, создаваемый на основе членства для строительства и эксплуатации гаражей или автомобильных стоянок в целях удовлетворения потребностей в местах хранения транспортных средств.

П. 59 Положения выделяет следующие виды взносов, уплачиваемых членами кооператива для обеспечения его деятельности:

1) вступительный;

2) паевой (при финансировании строительства самим кооперативом);

3) членский;

4) целевой;

5) дополнительный.

Дополнительный взнос представляет собой денежные средства, вносимые членом кооператива на покрытие его убытков (п. 1 Положения). Следует отметить, что с момента принятия Указа в законодательстве существовала коллизия относительно субъекта, уполномоченного на установление размера и сроков уплаты данного вида взносов.

Так, согласно абз. 4 ч. 1 п. 43 Положения установление размеров и сроков внесения вступительных, паевых, членских, целевых и дополнительных взносов относится к исключительной компетенции общего собрания кооператива. При этом до принятий изменений, внесенных Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2016 N 423, часть четвертая п. 43 Положения имела следующую формулировку: «собрание уполномоченных имеет право рассматривать вопросы, отнесенные в соответствии с настоящим Положением и уставом кооператива к исключительной компетенции общего собрания, за исключением вопросов, указанных в абзацах втором, четвертом, шестом, шестнадцатом и двадцатом части первой настоящего пункта». Таким образом, возможность введения дополнительных взносов решением собрания уполномоченных (абз. 4 ч. 1 п. 43 Положения) была исключена.

При этом в силу п. 17 Положения понесенные кооперативом убытки при осуществлении его деятельности покрываются за счет дополнительных взносов членов кооператива в соответствии с решением общего собрания (собрания уполномоченных). Иными словами, данная норма прямо предусматривает возможность введения дополнительного взноса не только общим собранием, но и собранием уполномоченных.

Коллизия пунктов 17 и 43 Положения влекла неоднозначную судебную практику, пример из которой рассмотрен ниже.

Так, 14.05.2014 г. филиалом «Э» РУП «М» была проведена проверка приборов учета электроэнергии ГПК «Т», по результатам которой на кооператив были возложены штрафные санкции в размере 48 907 820 рублей. 11.09.2014 г. состоялось собрание уполномоченных ГПК «Т», на котором было принято решение о введении дополнительного взноса на покрытие возникших убытков в размере 200 000 рублей со сроком уплаты до 25.10.2014 г.

Член кооператива Г. обратился в суд Советского района г. Минска с иском о признании данного решения недействительным, ссылаясь на то, что определение размера и сроков уплаты дополнительных взносов относится к исключительной компетенции общего собрания.

Решением суда первой инстанции от 02.03.2016 г. в удовлетворении требований Г. было отказано. На основании п. 17 Положения и Устава ГПК «Т», который также предусматривает возможность введения дополнительного взноса решением собрания уполномоченных, суд пришел к выводу, что орган управления кооператива действовал в пределах своей компетенции, в связи с чем основания для признания оспариваемого решения недействительным отсутствуют.

Не согласившись с принятым решением, Г. подал кассационную жалобу, в которой указал, что суд первой инстанции применил не подлежащую применению норму материального права, а именно п. 17 вместо п. 43 Положения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда от 02.06.2016 г. было отменено решение суда Советского района г. Минска и принято новое решение, в соответствии с которым требования кассатора были удовлетворены (решение собрание уполномоченных от 11.09.2014 г. признано недействительным в части введения дополнительного взноса). Ссылаясь на п. 43 Положения, суд второй инстанции констатировал, что дополнительный взнос не может быть введен собранием уполномоченных кооператива.

Данное определение было обжаловано ответчиком в порядке надзора. В жалобах на имя председателя Минского городского суда и заместителя председателя Верховного суда Республики Беларусь ГПК «Т» указал, что в рассматриваемой ситуации имеет место коллизия норм гражданского законодательства, а именно пунктов 17 и 43 Положения. Ст. 71 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» не содержит критерия, позволяющего определить подлежащую применению норму права, поскольку рассматриваемые нормы содержатся в одном и том же правовом акте и были приняты одновременно (в первоначальной редакции Указа).

По мнению ответчика, имеющуюся коллизию представляется необходимым разрешить путем соотнесения общих и специальных норм законодательства. Так, в п. 43 Положения упомянуты все виды взносов, установление которых относится к исключительной компетенции общего собрания (вступительные, паевые членские, целевые и дополнительные). При этом п. 17 Положения посвящен исключительно дополнительным взносам. В частности, указанная норма предусматривает конкретное условие, при котором допускается введение дополнительного взноса (при осуществлении деятельности кооператива были понесены убытки), а также закрепляет, что установление такого взноса относится к компетенции не только общего собрания, но и собрания уполномоченных.

Приведенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что норма п. 17 Положения является специальной по отношению к норме п. 43 Положения, в связи с чем применению подлежит первая из них. Однако из двух взаимоисключающих норм суд второй инстанции, по мнению ГПК «Т», произвольно выбрал п. 43 Положения, не приведя никаких доводов в части того, по каким основаниям не были приняты во внимание нормы п. 17.

Председатель Минского городского суда и заместитель председателя Верховного суда Республики Беларусь не согласились с изложенной выше позицией ГПК «Т», отказав в принесении протеста в порядке надзора. Мотивы отказа аналогичны доводам, приведенным в определении суда кассационной инстанции.

Таким образом, длительное время в законодательстве существовала некоторая неопределенность в части субъекта (органа управления), уполномоченного на установление размера и сроков внесения дополнительных взносов.

Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2016 N 423 в Положение были внесены изменения, в том числе исключено слово «четвертом» из ч. 4 п. 43. Таким образом, к исключительной компетенции общего собрания перестал относиться вопрос о введении не только дополнительных, но и иных видов взносов: вступительных, паевых, членских и целевых.

С практической точки зрения выбранный способ устранения коллизии представляется более удачным, чем отнесение вопроса об установлении дополнительных взносов к исключительной компетенции общего собрания. В кооперативах с большой численностью членов провести общее собрание нередко представляется затруднительным ввиду отсутствия установленного кворума. Так, общее собрание является правомочным, если на нем присутствуют члены кооператива, обладающие в совокупности более чем половиной голосов от общего их количества (п. 36 Положения). По этой причине кооперативы нередко вынуждены созывать повторное собрание, правомочное при явке членов, обладающих в совокупности не менее чем ¼ голосов от общего их количества (п. 40 Положения).

В то же время наличие у кооператива убытков, как правило, требует мер оперативного реагирования, в связи с чем промедление с введением взноса на их покрытие может привести к негативным последствиям. В описанном выше случае таковым последствием явилось отключение электроэнергии у всех членов ГПК «Т».

Изменения, внесенные Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.2016 N 423, вступили в силу 20.02.2017 г. С указанной даты вопрос об установлении размеров и сроков внесения дополнительных, вступительных, паевых (при финансировании строительства самим кооперативом), членских целевых и целевых взносов может быть рассмотрен не только общим собранием, но и собранием уполномоченных кооператива.

Автор: Юрий Морозов

Пока комментариев у данной записи нет.

Добавить комментарий