Грядет ли «зарплатная справедливость»?

«Просто удивительно, насколько важна ваша работа, когда нужно отпроситься с нее, и насколько она маловажна, когда вы просите о прибавке к зарплате». (Роберт Орбен)

 

Вознаграждение за труд – краеугольный камень в отношениях любого работника и нанимателя. Однако стоит ли отныне идти к начальству с просьбой о прибавке к зарплате, да и будет ли это зависеть исключительно от воли нанимателя?

Ответ на данный вопрос изложен в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 744 «Об оплате труда работников», принятом 31 июля 2014 г. Как следует из официального комментария, размещенного на сайте Правительства, нормативный акт направлен на повышение эффективности деятельности организаций и обеспечение роста заработной платы, увязанного с ростом производительности труда.

Суть нововведения состоит в том, что в государственных организациях рост номинальной начисленной среднемесячной заработной платы допускается только при условии опережающего роста производительности труда. Под ростом производительности при этом понимается выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на одного работника.

В случае невыполнения указанного условия фонд зарплаты в конкретном месяце должен быть уменьшен до размера, обеспечивающего соотношение роста производительности труда и заработной платы не менее 1,0.

Обобщая приведенные выше громоздкие формулировки, следует заключить: заработная плата сотрудника государственного предприятия будет напрямую зависеть от того, преуспевает ли организация в целом. С одной стороны, данное нововведение действительно направлено на стимулирование интереса к труду и недопущение необоснованно высоких зарплат при общем упадке производства. Вместе с тем, имеется и обратная сторона медали: сколько бы усилий не прилагал отдельно взятый сотрудник, его труды окажутся тщетны при отсутствии роста выручки у предприятия. Иными словами, нормы Постановления в большей степени стимулируют коллективное начало, нежели индивидуальную инициативу, тем самым создавая предпосылки «круговой поруки».

Необходимо отметить, что изложенные выше положения касаются исключительно государственных организаций, а также предприятий, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50%. Вместе с тем, частным предприятиям также рекомендовано не допускать опережения роста зарплаты над ростом производительности труда.

Изменения в законодательстве, по мнению разработчиков, должны нацелить организации не только на производство продукции, товаров, работ, услуг, но и на их реализацию, что будет способствовать снижению складских запасов и росту доходов организаций. Вместе с тем, не совсем понятно, как возможность уменьшения заработной платы работников будет согласовываться с конкретным размером вознаграждения за труд, предусмотренным трудовым контактом, коллективным договором и т.п.

Нововведения коснулись также вопроса о соотношении заработной платы руководителей и их подчиненных. В частности, в официальном комментарии отмечено, что «размер годового бонуса для руководителей государственных организаций ограничивается 12 окладами». При этом «до организаций всех форм собственности доведено, что разрыв в заработной плате руководителя и работников не должен превышать 8».

Вместе с тем, буквальное изучение положений комментируемого нормативного акта позволяет сделать вывод о том, что предусмотренный им размер годового бонуса все же не является максимальным. В частности, пунктом 3 Постановления были внесены изменения в иной акт Совета Министров (Постановление № 597 от 08.07.2013 г.), а именно добавлено, что годовой бонус в размере не более 12 окладов включительно не учитывается при расчете соотношения средней зарплаты руководителей организаций и средней зарплаты по организации в целом (далее – коэффициент).

Иными словами, годовой бонус руководителя предприятия может быть и больше, чем 12 окладов, однако при этом он будет учитываться при расчете упомянутого коэффициента – в этом и суть изменения. Что до конкретного размера коэффициента, то он, как и ранее, не может составлять более восьми (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций). Проще говоря, средняя зарплата руководителя организации любой формы собственности может превышать среднюю зарплату по предприятию не более, чем в 8 раз.

Морозов Ю.Н.

1 Комментарий

  1. Олег:

    Спасибо! Весьма актуальная новость для работников государственного сектора.

Добавить комментарий