Судебная система:
с Нового года – новые правила

29 ноября 2013 г. Президентом Республики Беларусь был подписан Декрет № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» (далее – Декрет), предусматривающий внесение существенных изменений в систему организации и деятельности судов. Актуальность введенных им новелл возрастает в связи с тем, что до фактического претворения их в жизнь осталось меньше месяца: с 1 января 2014 года новые правила коснутся не только работников юстиции, но и других граждан и юридических лиц, обратившихся за защитой своих прав в суд.

В частности, пунктом 1 Декрета предусмотрено объединение Верховного и Высшего Хозяйственного судов в единый судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам – Верховный Суд, который и будет возглавлять отечественную систему судов общей юрисдикции.

Действующие ныне хозяйственные суды областей и г. Минска подлежат переименованию в экономические, руководство которыми будет осуществляться созданной в структуре Верховного Суда коллегией по экономическим делам.

Таким образом, обновленная судебная система будет состоять из следующих звеньев:

  1. Верховный Суд;
  2. Областные и Минский городской суды, экономические суды областей и города Минска;
  3. районные (городские) суды.

Кроме того, Декретом предусмотрена возможность создания специализированных судов.

В отличие от хозяйственных судов, которые, несмотря на переименование и изменение ведомственной принадлежности, фактически сохранят свою специализацию, кардинальные изменения коснутся системы военных судов. В частности, немногим более полугода она будет действовать в прежнем виде, а с 1 июля 2014 года предусмотрена ликвидация Белорусского и межгарнизонных военных судов, а также упразднение Военной коллегии Верховного суда. Полномочия указанных судебных инстанций перейдут соответственно к областному (Минскому городскому), районным и городским судам.

В преамбуле Декрета указано, что меры по реформированию судебной системы направлены на обеспечение единства судебной практики, повышение качества осуществления правосудия, дальнейшее развитие специализации судов и судей при рассмотрении дел, улучшение материально-технического и кадрового обеспечения судов. Возымеет ли реформа предполагаемый эффект, покажет только практика, однако некоторые дискуссионные моменты очевидны уже сейчас.

В частности, обращает на себя внимание пункт 12 Декрета, в соответствии с которым Национальному центру законодательства и правовых исследований совместно с Верховным Судом предписано до 1 декабря 2014 г. подготовить и внести на рассмотрение Главы государства проект закона, предусматривающего изменения в законодательство о судоустройстве и статусе судей. Таким образом, более года существенно обновленная судебная система будет функционировать в отсутствие актуальной правовой базы, а  законодательство о судоустройстве будет применяться лишь в той части, которая не противоречит Декрету, что не исключает возможности возникновения проблемных вопросов при отправлении правосудия.

Другим важным вопросом, неразрывно связанным с рассматриваемой темой, является реформирование службы судебных исполнителей. Само собой, объединение общих и хозяйственных судов, при которых в настоящее время состоят судебные исполнители, не может не повлечь организационные изменения самого института принудительного исполнения.

В частности, пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов», также подписанного 29.11.2013 г. (далее – Указ), предусмотрено создание единой системы органов принудительного исполнения, сформированной на базе соответствующих структурных подразделений центрального аппарата Министерства юстиции, Высшего Хозяйственного Суда и главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

Возглавит данную систему Главное управление принудительного исполнения Министерства юстиции, которой будут подчинены территориальные органы, а именно управления областного (Минского городского) исполкомов и районные (городские) отделы указанных управлений. Общая численность органов принудительного исполнения будет утверждена Президентом, а структура и штатное расписание – Министерством юстиции.

Изменения, касающиеся создания объединенной службы принудительного исполнения, также вступают в силу 1 января 2014 года, т.е. сразу же после Нового года принудительное исполнение решений будет осуществляться абсолютно новым органом. В этой связи нельзя не отметить определенную неподготовленность системы к принимаемым мерам. Например, если в настоящее время обжалование постановлений, действий и бездействия судебных исполнителей осуществляется в суд, при котором они состоят, то в соответствии с п. 14 Указа такие жалобы будут рассматриваться вышестоящим органом принудительного исполнения (либо вышестоящим должностным лицом), и только в случае несогласия с принятым им решением – судом по месту исполнения. Таким образом, вместо судей первичное рассмотрение жалоб будет осуществляться должностными лицами, не имеющими такой практики. Кроме того, подача жалоб на действия судебного исполнителя его непосредственному начальнику, на взгляд автора, не приведет к повышению объективности их рассмотрения.

Подводя итог, следует отметить, что на данный момент описанная в общих чертах реформа оставляет больше вопросов, чем ответов, главный из которых – достигнет ли она заявленных высоких целей. Очевидно одно: до становления системы на новые «рельсы» и принятия соответствующих изменений в законодательство правовых пробелов и коллизий едва ли удастся избежать.

 

Морозов Ю.Н.

Пока комментариев у данной записи нет.

Добавить комментарий